Обсуждаем вопросы, связанные с курсом геометрии 7-9 класса, и не только...

Исследовательские задачи


Три исследовательские задачи.
1. Характеристические свойства медиан и средних линий. 
Медианы делят треугольник на 6 равновеликих треугольников. Средние линии делят 
треугольник на 4 равных треугольника. 
Какие из этих свойств являются характеристическими?
2. Ломаная.
На координатной плоскости задана такая ломаная, что любая вертикальная прямая имеет с ней не более одной точки. 
Задайте эту ломаную одной формулой.

3. Сложение многоугольников.
Пусть на плоскости заданы два многоугольника m и n  и точка O. 
Суммой многоугольни
ков назовём множество точек K, определяемых векторным равенством OK = OM + ON, где M - точка многоугольника m, N - точка многоугольника n. 
 Исследовать, какой вид может иметь сумма многоугольников.




Из задач конкурса "Эврика!" журнала "Математика для школьников"
(1 и 2 тур конкурса 2010 года)

1.   Исследуйте возможный вид всех выпуклых четырёхугольников, обладающих следующим свойством: если с помощью прямолинейных разрезов каждый такой четырёхугольник разделить на три треугольника, то среди них обязательно найдётся хотя бы один прямоугольный.                                                                                                                                                                                                                                                    В. Произволов

2.   Внутри правильного треугольника выбрана произвольная точка М
      Точки Х,   Y, Z симметричны точке М относительно сторон треугольника.
      При каком выборе точки М площадь треугольника XYZ окажется наибольшей?
        С.Дворянинов.
3.   Рассмотрим два произвольных треугольника D1 и D2 с длинами сторон
   соответственно и . Треугольники, задаваемые 
    упорядоченными тройками их длин, мы будем обозначать также (a1b1c1) и (a2b2c2).
 а) Покажите, что набор трех чисел а = а1 + а2,   b = b1 + b2 c = c1 + c2 задает длины сторон некоторого треугольника D, который мы назовем суммой треугольников D1 и D2, обозначая это так: D = D1 + D2, или так: (а,   b c) = (а1, b1, c1) +  (а2, b2, c2).
 б)  Всегда ли сумма прямоугольных треугольников   прямоугольный треугольник? Если нет – укажите условия, которым должны удовлетворять два прямоугольных треугольника, чтобы  их сумма была прямоугольным треугольником.
  в)  Можно ли аналогичным образом определить операцию «умножения треугольников», то есть «произведением» треугольников D1 и D2 объявить треугольник с длинами сторон (а1а2, b1b2, c1c2)?
  г) Задание для исследования.
Какие ещё вы могли бы придумать операции на множестве треугольников, и какими свойствами они обладают?
С.Федин